Интересное

Xiaomi — история и секреты успеха компании

Решили рассказать историю Xiaomi и обозначить секреты ее успеха.

Китайская компания-производитель смартфонов и других умных гаджетов за несколько лет стала известна во всем мире, выпустила огромное количество устройств, получила отличную прессу и массу фанатов. Как им это удалось? В чем заключается секрет успеха? Что такое Xiaomi в широком смысле слова?

Китайский рынок смартфонов растет неимоверными темпами. Новые производители и бренды появляются буквально каждый месяц, все современные технологии от Samsung и Apple копируются очень быстро, а цена устройств все равно остается низкой. Постараемся разобраться, как в такой конкуренции и на внутреннем, и на внешних рынках Xiaomi удается оставаться на лидирующих позициях и держать марку. Сначала немного истории, а затем факты и выводы.

Чуть не забыли самое главное. Название бренда произносится на русском языке как «сяоми» с ударением на последний слог.

История Xiaomi

Основатель компании — Лэй Цзюнь — китайский миллиардер, который был известен до того, как занялся производством смартфонов. Функционер работал в Kingsoft и стал ее президентом, а затем инвестировал в UC Browser и занимался разработкой ПО.

Когда в 2010 году вышла первая версия Android, стало понятно, что за этой платформой будущее, но она нуждается в доработках и улучшениях. Лэй Цзюнь и восемь партнеров основали стартап Xiaomi Ink. и начали разработку собственной программной оболочки — первой версии MIUI. Прошивка получилась успешной и отличалась отличной оптимизацией, высокой скоростью работы и возможностями по персонализации. По этой причине ее начали портировать на различные устройства — в это время гаджетов Xiaomi еще не было.

В 2011 году компания решает выпустить первый смартфон — Xiaomi Mi One. Разумеется, на нем предустановлена оболочка MIUI и 2-ядерный процессор Snapdragon. Эта комбинация и сарафанное радио принесли «Сяоми» успех — к концу 2011 года ее капитализация составила около 40 млн. долларов. С этого момента Xiaomi начала активную экспансию и китайского, и мирового рынка умных устройств, а Лэй Цзюнь начали называть «китайским Стивом Джобсом».

Сотрудничество с Qualcomm

Рядовые пользователи не задумываются и редко придают значение процессору аппарата — главное количество ядер и частота. Разумеется, это заблуждение, ведь у чипсета есть много важных характеристик.

Большинство китайских смартфонов (Meizu, Lenovo, OPPO, Oukitel, ZTE и другие) работают на базе бюджетных тайваньских чипсетов MediaTek. Они имеют право на существование, но многие продвинутые и опытные пользователи единогласно проголосуют за процессоры производства американской компании Qualcomm. Было много тестирований и сравнений, и в подавляющем количестве чипсеты Snapdragon опережают MediaTek по энергоэффективности, стабильности при повышенных нагрузках, работе беспроводных сетей и навигации.

Разработчики Xiaomi знают об этом факте, поэтому из года в год используют в смартфонах процессоры от Qualcomm. Китайской организации удалось договориться с американской, решить патентные споры и качественно улучшить устройства на фоне большинства конкурентов.

Конечно, процессоры Snapdragon дороже MediaTek, но китайская компания компенсирует стоимость гаджетов разными методами, о которых мы расскажем дальше.

Поддержка и обновления

Xiaomi уделяет огромное внимание фирменной оболочке MIUI. В ней есть много действительно полезных функций, например, клонирование приложений, второе пространство и замок приложений. Впечатляют темпы — обновления прилетают на смартфоны регулярно и настолько часто, что Samsung, LG и даже Apple и не снилось.

Еще больше вызывает уважение, что Xiaomi не забывает о поддержке устаревших гаджетов. Для примера, Redmi 2, который вышел в 2014 году, в начале 2018 года получил последнюю версию MIUI 9. Таких примеров в модельном ряду много. Достаточно вспомнить последнюю новость — китайская компания запустила бета-тестирование MIUI 10 и опубликовала большой список совместимых устройств.

Контакт с пользователями

Xiaomi отлично выстроила диалог с фанатами — на официальной странице производителя в Weibo (китайский аналог Twitter) постоянно публикуются интересные новости, новые версии прошивок и опросы. Последнее — самое интересное. Китайская компания всерьез прислушивается к мнению пользователей и доверяет им, например, выбрать название следующей версии фирменного интерфейса — MIUI 10 или MIUI X. Большинство голосов было отдано за первый вариант, и представители корпорации подтвердили это название оболочки. Может и мелочь, но приятно.

Аналогичный опрос в свое время был сделан касательно диагонали экранов, когда предлагалось выбрать — больше или меньше 5 дюймов должна быть диагональ дисплея смартфона.

Нужно отметить, что один из недавних опросов в Twitter закончился не лучшим образом. Активно продвигая во всем мире смартфон Xiaomi Mi A1, китайские маркетологи сделали голосование: MIUI или чистый Android One. Победил последний, но результат почему-то удалили.

Подбор персонала и партнеров

Сотрудничество с Qualcomm было отмечено отдельно не просто так. Это малоочевидный, но один из важнейший факторов успеха компании. Нельзя не отметить и другие коллаборации производителя, например, сотрудничество с заводом Foxconn. Он известен качественной сборкой смартфонов и других умных устройств, что подтверждает имя и репутация главного «заказчика» — Apple. Также известно, что на Foxconn собирают устройства Huawei/Honor, OnePlus, HMD Global (обновленная Nokia) и фотокамеры Canon.

Второй успешный симбиоз — Xiaomi и Хьюго Барра. Да, он покинул компанию в начале 2017 года, но за несколько лет деятельности в должности вице-президента сделал очень многое. Нужно сказать, что до Китая Хьюго Барра был вице-президентом Google по развитию Android, поэтому наверняка привнес свой опыт в смартфоны Xiaomi. Именно под его руководством китайский производитель проделал большую часть пути от стартапа до одного из мировых лидеров мобильного рынка.

В сети неоднократно появлялись слухи, что многие сотрудники китайского производителя раньше работали в Google, Apple и Samsung. Полученный в компаниях мирового уровня опыт наверняка был полезен в Китае.

Онлайн-продажи по себестоимости

Сейчас фирменные магазины Xiaomi есть во всех крупных городах России — ориентиром в ТЦ послужит приятное сочетание белого и оранжевого цветов. Но когда бренд только начинал свою деятельность, он продавал смартфоны исключительно через интернет. Такая модель была необходима для максимального снижения издержек, экономии на аренде торговых залов, зарплате менеджерам и других расходах. Похожей схемы придерживается OnePlus.

Другая популярная теория гласит, что смартфоны продавались чуть ли не по себестоимости — таким образом производитель наращивал массу клиентов, получал отличную прессу и отзывы. Сложно поверить, что бизнес такого масштаба может работать в ноль, но факт очевиден — цены на продукцию производителя действительно очень низкие по сравнению с конкурентами.

Еще один немаловажный фактор — на старте бизнеса Xiaomi практически не тратила деньги на рекламу, не выпускала хвалебные ролики и не покупала обзоры на специализированных ресурсах. Эффект сарафанного радио сработал практически идеально.

Расширение ассортимента

Если изначально «Сяоми» была известна благодаря программной оболочке MIUI, а затем ассоциировалась у всех с доступными смартфонами, то сейчас китайская корпорация старается охватить много сегментов рынка. Разумеется, производитель выпускает высококлассные флагманские смартфоны, умные часы, фитнес-трекеры и другие гаджеты.

Но также у компании есть подразделение Xiaomi Mijia, которое широко известно в Китае. Суббренд выпускает доступные бытовые приборы с различными «умными» дополнениями — анализаторы воздуха, электрические чайники, веб-камеры, настольные LED-лампы, видеорегистраторы, портативные колонки, умные пылесосы и другие устройства.

Итоги и выводы

Xiaomi — уникальный пример успеха. За 8 лет в условиях жесткой конкуренции компании удалось стать одним из мировых лидеров по продажам смартфонов и умных гаджетов. Можно оперировать тем, что у основателя корпорации был большой стартовый капитал, но секрет успеха Xiaomi сложился благодаря другим важным факторам, которые мы описали в этой статье.